Преждевременные защитные механизмы

Встречаясь со страхом и болью, психика начинает что-то делать, и начинает она что-то делать с первых дней жизни, потому что у неё нет выбора. Младенец не может сказать, мне здесь плохо в этих отношениях, я пошёл искать другие. Ему нужно выжить в этих отношениях. Но за это выживание будет своя цена и свои последствия. Говоря другим языком, мы можем сказать, что дети, которые формируют сложно организованные стратегии привязанности, формируют преждевременное защитное поведение. Они раньше времени автоматизируют свои защитные механизмы, справляясь с угрозой. Это самозащитное поведение не включает в себя осмысление и рефлексию.

Предположим, ребёнок живёт в семье, где всякий раз, начиная с младенчества, когда он прямо и открыто выражает свои потребности, например, плачет, мама реагирует угрожающе – кричит или причиняет физическую боль. Ребёнок, начиная с младенчества, будет искать способ снизить угрозу, которая идёт от матери, и вероятнее всего он будет стремиться не проявлять свои нужды открыто. При взрослении он будет автоматически сдерживать выражение своих потребностей в независимости от того, присутствует ли угроза в настоящем или нет. А ребёнок, растущий в условиях чувствительной заботы, может быть более гибок к контексту в будущем. Он может выбирать, где есть необходимость удержать выражение своих потребностей, а где это делать безопасно. То есть у него будет выбор.

Идея преждевременных защитных механизмов для формирования стратегий заключается в том, что они более автоматические и не включают возможность рефлексии, за которой стоит выбор.

Наталья Леонидовна Плешкова